Ваш браузер не поддерживает сценарии. Обновите его или воспользуйтесь другим (или попытайтесь изменить его настройки)!


 Главная
 О проекте
 О деревне
 Культура
 Туризм
 Фотографии
      Культурные традиции


    Близость к городу оказывает двойственное влияние на сохранность национальных традиций удмуртского населения Каменного как и других деревень Завьяловского района. С одной стороны, инновации, особенно в сфере материальной культуры, быстро проникают в жизнь сельчан. С другой стороны, пригородное положение обусловило стремление удмуртского населения сохранить свою самобытность, что выразилось, в частности, в развитии в районе фольклорного движения.

    Каменцы гордятся тем, что в их деревне родился народный артист России, руководитель Государственного академического ансамбля песни и танца Удмуртской Республики «Италмас» Анатолий Мамонтов.


    Сочетание старого и нового отчетливо проявляется в домостроительстве каменцев. Использование современных материалов соединяется с традиционной планировкой дома и усадьбы. Во внешнем облике зданий присутствуют элементы национального декора.

    Традиционный женский костюм в д. Каменное близок южноудмуртскому варианту одежды. Ареал его распространения охватывает почти всю территорию Завьяловского района по левую сторону Ижа, а также часть Малопургинского района Удмуртии. Очень богат комплекс нагрудных украшений. До конца XIX века бытовала одежда белого цвета, орнаментированная по подолу. Для современного комплекса характерно преобладание красного, черного, зеленого, розового цветов.


    Пища каменцев во многом сохранила традиционные черты, что обусловлено стабильным набором употребляемых продуктов. Основное блюдо – овощной или крупяной суп на мясном бульоне (шыд). По выходным и в праздничные дни пекутся различные пироги, ватрушки (куарнянен шаньги), блины (мыльым), в том числе из кислого теста (табань). Часто готовятся пельмени. Наиболее вкусными раньше считались пельмени с начинкой из ливера. Перепечи (открытые пирожки из пресного теста), ранее считавшиеся ритуальным блюдом, сегодня пекутся по праздничным дням с разнообразной начинкой из овощей, мяса, крови, дикорастущих трав и т.д.

    В календарной обрядности д. Каменное сочетаются черты языческой, православной и советской культуры. Цикл традиционных календарных праздников начинался с Рождества (ымусьтон). Еще в 1960-х гг. жители Каменного целыми семьями вечером 6 января отправлялись на лошадях в соседнюю деревню Старые Кены, где в течение ночи проходило гуляние (юмшан) по домам. С 7 по 14 января каждый вечер по домам ходили ряженые. Наряжались в маски животных, чудищ, переворачивали тулупы; мужчины надевали женскую одежду и наоборот. При входе в дом ряженые шумели. Хозяева откупались от них сладостями, стряпней и другими угощениями. Уходя, ряженые желали хозяевам счастья, здоровья, хорошего урожая, приплода скота.


    Конец зимы знаменуется Масленицей (войдыр). С понедельника заканчивался пост, и сельчане стряпали праздничные блюда (шекера, юача) с маслом. В воскресенье проходили главные события празднования (войкелян), в гротескной форме повторяющие свадебные. По деревне проезжала свадебная процессия, участники которой – «жених», «невеста» и «поезжане» вели себя подобно ряженым во время святок.

    В Международный женский день 8 марта с советских времен устраивают проводы зимы, сопровождаемые народными гуляниями.

    Перед Пасхой (Будзыннал) до Великого четверга делали уборку в доме, изготовляли из соломы пасхальный фонарик (куро лампа), украшенный яйцами и цветными лентами, и вешали его в передний (красный) угол. Вечером в четверг на окнах, дверях и воротах мелом или углем ставили кресты или втыкали ветки можжевельника. За неделю до Пасхи собирали куриные яйца для всех членов семьи. В субботу их красили. В воскресенье дети катали яйца с пригорка на деревенской площади, затем играли на лугу. Взрослые молились и праздновали. Через неделю после Пасхи проходили поминки, которые в народе назывались русскими (зуч кисьтон).

    Среди праздников летнего периода выделяются Троица (трочин), которая отмечалась каменцами в д. Бабино, Петров день (гужем юон, кышно юон), и Ильин день (Выль), когда было принято угощать детей яблоками и свежим медом. В календарном цикле каменцев особняком стоит праздник гармони, некогда посвященный древнему удмуртскому музыкальному инструменту, похожему на русские гусли – крезю. Обычно он проводится в июне – между весенними полевыми работами и сенокосом. Во время этого праздника в древности со двора во двор носили крезь, в честь которого пели и танцевали. В наши дни этот праздник превратился в массовые гуляния под гармошку.

    Последним большим праздником годового цикла был Покров день (Пукро), который совпадал с осенними «удмуртскими» поминками (удмурт кисьтон).

Hosted by uCoz